Тревожное поведение ученика взрослые склонны принимать за что-то другое.

Когда ребенок переживает перед экзаменом, его тревога очевидна. Но когда у школьника диарея, агрессивное поведение, резкое падение успеваемости, головные боли – родители готовы усмотреть что угодно, но не эмоциональные проблемы своего чада, пишет childmind.org.

Беспокойство блокирует нормальную работу мозга, из-за чего тревожный ребенок не может хорошо учиться в школе.

Как отмечает невролог Кен Шустер, дети могут отчаянно бороться с несколькими источниками тревоги.

Страх разлуки: когда ребенок боится разлучаться с родителями на день. Такие дети на всех уроках пребывают в стрессе и не могут сосредоточиться на заданиях.
Природная застенчивость: если малыш по своему темпераменту и характеру стеснительный, тихий, то ему крайне тяжело принимать участие в групповых занятиях, проявлять себя активно на уроках, вступать в общение с учителями и сверстниками. Результат – постоянная тревога.
Избирательный мутизм – явление, когда ребенку тяжело говорить в определенных ситуациях – например, находясь рядом с учителем.
Генерализованная тревожность, перфекционизм: если ребенок в принципе постоянно беспокоится о своих оценках, так как родители придают его успеваемости огромное значение, или вовсе считает, что должен быть только отличником, он будет в вечном стрессе. И не сможет расслабиться даже в играх со сверстниками.
Специфические фобии: дети, которым присущ чрезмерный и иррациональный страх перед чем бы то ни было – пауками, высотой, животными – будет и в школе напряжен.
Фото: pixabay.com

Как проявляется тревога у детей
Невнимательность и беспокойство: ерзание на стуле, несосредоточенность, игнорирование замечаний взрослого. Так ребенок пытается убежать от тревожных мыслей, но его мозг блокирует любую мыслительную активность, в том числе познавательную на уроке.

Прогулы в школе – еще один способ избавиться от переживаний, снять напряжение и переключиться на приятные занятия.

Агрессия по отношению к одноклассникам: тревожный ребенок может отыгрываться на ближних: навязчиво пинает стул впереди сидящего, закатывает истерику, когда другие дети не соблюдают общепринятые правила, задают взрослым очень много вопросов. Так ребенок пытается направить переживания в другое русло. В крайних случаях он физически набрасывается на других детей, причиняет ущерб школьному имуществу – потому что его изматывают тревожащие мысли.

Невозможность держать зрительный контакт. Тревожный ребенок смотрит вниз, постоянно прерывает взгляд глаза в глаза, делает вид, будто что-то пишет в тетрадке, а на самом деле боится поднять голову. Если тревожного ребенка вызывают к доске, он замирает от страха – уровень беспокойства достигает такой степени, что он не может ответить на вопросы учителя.

Частые походы в медпункт. Беспокойство может проявляться в виде жалоб на самочувствие. Возникают необъяснимые головные боли, тошнота, учащенное сердцебиение, потливость, боли в животе, одышка и даже рвота.

 

Не делает домашнее задание. Если ребенок беспокоится, что выполнил упражнения недостаточно хорошо, ему проще сказать, что он забыл их сделать. Тревожный ученик может писать контрольную работу, стирать снова и снова, пока в бумаге не появится дыра, и не успеть справиться до конца урока. Чрезмерная самокритичность, источник которой – оценки и требования родителей, заставляют ребенка постоянно тревожиться.

Избегает групповой работы. Тревожные дети отказываются от активности, которая вызывает у них беспокойство. Это могут быть открытые уроки, выступления перед сверстниками, викторины, групповые вид спорта. Школьникам, пребывающим в тревоге, легче показывать свои знания и умения, когда учителя обращаются к ним один на один, вдали от группы.

С тревогой ученика должен работать психолог, в первую очередь школьный. Специалист выявит истинную причину странного поведения малыша, не позволит взрослым навешивать на него ярлыки вроде «двоечник», «драчун», «слабенький», «стеснительный» и тому подобные.

Источник:

 

Источник: Сосновоборск.Сайт

Сосновоборск